Академия Управления

Карьерой и Бизнесом

info@карьера-бизнес.рф

+7 (495) 240-90-37

3 секрета как сделать обучение эффективнее

Автор: Татьяна Крутицкая. Генеральный директор “Академии управления карьерой и бизнесом”.

Сегодня только ленивый не создал свой обучающий курс! Даже эта статья начинается с изъезженной до боли фразы. И действительно, каждый мало-мальски успешный человек, или кто себя таким считает, пишет статьи, создает курсы, проводит мастер-классы. Ничего плохого в этом нет, и зачастую все эти мероприятия приносят пользу аудитории, главное –  подобрать аудиторию, время, место, продукт.  Но если вы были на таких обучающих мероприятиях, значит, вы их выбирали по каким-то критериям, которые для вас были важны. Это может быть цена, отзывы, время проведения, спикер, который его проводит, или еще что-то. Но, несмотря на разные факторы выбора, каждый из нас желает получить информацию, которая позволит достигнуть цели, желаемого, исполнить мечту, стать более счастливым и успешным. При этом одни и те же курсы и обучения кому-то помогают, а кто-то после прохождения пишет ругательные отзывы о том, что все шарлатаны и инфоцыгане. Стоит ли верить таким отзывам и можно ли создать курс или обучение, которые для всех будут одинаково полезными? Если бы на этот вопрос был однозначный ответ, то все спикеры делали «как нужно» и получали бы «вау-эффект» от своего обучения. К сожалению или к счастью, такого волшебного секрета нет, но есть другое, более важное, научное, которое носит характер не «можно», а «проверено», – это прекрасная наука развития взрослого человека андрагогика.

В этой статье я не буду описывать историю, перечислять исследования и ученых, которые трудились на благо этого направления. Я хочу рассказать о нескольких основных принципах андрагогики, которые могут повысить результаты любого обучения.

  1. Основная роль в обучении отдается взрослому, обучающемуся человеку. Это означает, что главным в любом обучении должен быть обучаемый, а не тот, кто его обучает. Многие мастер-классы, тренинги, курсы строятся на личности успешного, яркого ведущего, который красочно с картинками рассказывает, как он живет, что он делает, какие у него правила, как он этого достиг и т.д. Это заряжает людей эмоциями, верой в то, что и они так смогут, но выходя за пределы «класса», когда перед глазами нет учителя и его примера, многие остывают, некоторые начинают делать то, что делал «учитель», но результат не оправдывает ожидания – картинка рисуется не такая красивая, и вот тут наступает отчаяние, обида, злость и неверие в инфоцыган. А как сделать иначе? Изучите свою аудиторию или пригласите на обучение целевую аудиторию со схожими критериями: возраст, достаток, семейное положение, должность и т.д. Таким образом, у вас на обучении будут люди со схожим опытом, ценностями, потребностями, историями. На обучении больше говорите о них, приводите примеры из их жизни, предлагайте им рассказать про свой опыт, пусть они поделятся своими успехами и идеями, как можно стать успешным, исходя из их картины мира. Конечно, в этом случае звезда не вы, а те, кто пришли на ваше обучение, но может в этом и есть успех мероприятия?
  2. Совместная деятельность обучающихся. Истина рождается в спорах, а успех в обмене опытом. Человек не должен быть замкнут на себе и на учителе во время обучения. Есть другие люди со своим опытом, со своими кейсами и фишками. Общаясь с коллегами по обучению, человек пополняет свой опыт, пусть хотя бы на примерах других, но эта вариативность потом на практике будет ему полезна. Когда он попробует делать так, как делал гуру, и оно не сработает, будут еще варианты и примеры коллег по обучению, единомышленников. Вступая на пусть роста и развития, лучше иметь не только план А, но и план Б, В и даже Я на всякий успешный случай. Обмен опытом повышает нашу когнитивную гибкость и веру в успех.
  3. Принцип элективности обучения. Принцип свободы выбора. Пусть человек сам выберет себе цель, определит, чего он желает. «Стань миллионером за 1 день», «Забота о себе самое важное для женщины» и так далее. Конечно, есть те, для кого это и есть цель, она созвучна с ценностями, мечтами, но разве она у всех одинаковая, а как же те, кому не нужен миллион за один день? Они придут на обучение только потому, что рациональное преобладает над эмоциональным, они придут только потому, что это модно, круто, но внутри, при более глубоком погружении, им нужно совсем другое. Например, человек любит свободу и в голове у него есть установка, что деньги дают свободу, и он идет на это прекрасное обучение,  а на практике нужно работать  24 на 7 или делать то, что нарушает его принципы, и вот оно, пришло разочарование – «ничего не работает». И это произошло из-за того, что он пришел не со своей целью, а на чужую цель. Так еще ему и путь прописывают, как этого достигнуть, а где элективность, где выбор? Предлагайте выбрать цель, предлагайте построить свой маршрут ее достижения, помогите своим опытом, если это нужно, и ваш ученик достигнет намного больше.

Мы разобрали только 3 принципа обучения взрослого человека, а их в разы больше, но даже эти три позволят повысить эффективность и успешность тех, кто приходит к вам за развитием.

Полезные статьи

Заявка на тестирование

Заявка на тестирование

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.

info@карьера-бизнес.рф

+7 (495) 240-90-37

Запросить резюме

Запросить резюме

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.
Чье резюме Вам выслать?

info@карьера-бизнес.рф

+7 (495) 240-90-37

Заявка на консультацию

Заявка на консультацию

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.

info@карьера-бизнес.рф

+7 (495) 240-90-37